Волгоградская монументальная мозаика Павла Шардакова
Волгоград — город, где монументальное советское искусство воплотилось максимально масштабно. Чего только стоит грандиозный мемориальный комплекс на Мамаевом кургане или Музей-панорама «Сталинградская битва». То же касается и монументально-декоративных памятников, а именно — мозаичных панно, которые украшают фасады многих зданий.
Расскажем об одной из таких работ. Это диптих — два мозаичных полотна, которые располагаются на ризалитах — выступающих частях здания заводоуправления некогда знаменитого Волгоградского (до 1961 г. — Сталинградского) тракторного завода. Мозаики смонтированы по обе стороны центральной заводской проходной, напоминающей парадную арку. В 20-е годы прошлого века здание проектировало американское проектное бюро «Альберт Кан Инкорпорейтед». Оно же занималось и архитектурным проектированием всего Сталинградского тракторного завода.
Создатель мозаик — выдающийся художник-монументалист, заслуженный художник Российской Федерации Павел Федорович Шардаков (1929-2007). В 1952 г. он окончил Свердловское художественно-педагогическое училище, позднее — ЛВХПУ им. Мухиной (Академию Штиглица). Некоторое время работал в Перми, в 1965 году переехал в Волгоград. И здесь для художника открылось огромное поле работ. Одной из самых масштабных будет создание диптиха для ВГТЗ. Грандиозные панно создавались совместно с архитектором Борисом Анатольевичем Геккером (1915-1992). Над произведениями работал целый коллектив мастеров. Масштабные работы длились с 1973 по 1980 год. Размер каждой из мозаик составляет 15,5 на 11 метров.
Мозаика «Завод-солдат»
Панно «Завод-солдат» — первая часть диптиха. Гигантское мозаичное полотно из смальты располагается на правом ризалите здания заводоуправления. В мозаике показана часть великой истории города — оборона Тракторного завода. Он был введен в строй в 1930 году. До начала Великой Отечественной войны СТЗ выпускал колесные и гусеничные трактора, а также танки Т-26 (с 1932 г.). Перед самой войной, в начале 1941 года предприятие приступило к выпуску советских танков Т-34, которые сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Завод был главным поставщиком танков и военного оборудования для Красной армии в первые два года войны.
Массивная бомбардировка Сталинграда началась 23 августа 1942 года. Один из самых страшных ударов был сразу нанесён по СТЗ. Но завод работал даже тогда, когда бои велись на подступах к нему. Его защищали солдаты и бригады рабочего ополчения — танковые бригады из рабочих, отряды милиции, просто добровольцы. Лишь 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже на территории СТЗ, производство будет полностью остановлено. Завод подвергнется страшнейшему разрушению. Однако уже в феврале 1943 года, сразу после полного освобождения города, приступят к его восстановлению. В июне 44-го с конвейерной линии сойдет первый трактор.
Мозаика посвящена славному подвигу защитников СТЗ — отрядов ополчения. На переднем плане вверху Шардаков изобразил несколько таких ополченцев. Примечательно, что для изображения женского образа художник использовал портрет своей матери. В нижней части крупным планом изображен тот самый знаменитый танк Т-34, который выпускался на заводе в 1941-42 гг. Характерно, что перед входными воротами СТЗ на постаменте стоит и настоящий танк Т-34, участвовавший в боях за Сталинград.
Мозаика «Завод-труженик»
Панно посвящено мирной — как довоенной, так и послевоенной жизни завода и всей советской страны. К довоенной эпохе отсылает изображение на переднем плане справа внизу. Модель трактора, за рулем которого сидит тракторист, — СТЗ-1. Это — первый советский трактор, выпущенный в СССР. Он сошел с конвейера СТЗ 17 июня 1930 года. Здесь же можно увидеть изображения других моделей. В 50-90 годы завод снабжал страну такими машинами, как ДТ-54 (трактор активно участвовал в освоении целины в 50-е годы), ДТ-75, ВТ-100.
Полотно наполнено символикой прогресса и мирной жизни. Его центральную часть украшает фигура советского человека с главными символами СССР — серпом и молотом. Они — в обрамлении солнечных лучей, которые гармонично связывают всю композицию. Максимально выделены размеры и очертания молота — как символа класса рабочих.
Примечательно, что на обоих панно практически отсутствуют мелкие, плохо «читаемые» детали. Художник, безусловно, учел особенности места, на котором будут размещены мозаики. Это просторная и широкая площадь имени Дзержинского. Панно во всех деталях прекрасно видны не только с любой точки площади, но и с улицы Дзержинского, а также пересекающихся в районе площади Первой и Второй продольных улиц.
Послесловие
Увы, корпуса с входной аркой и мозаиками — практически всё, что осталось от тракторного завода. В 2000-х он был объявлен банкротом, а в 2015-м — окончательно закрыт. Цеха предприятия снесены. Всё, что сегодня напоминает волгоградцам о заводе с великой и героической историей — корпуса со сданными в аренду офисами и величественная арка с проходными.
Есть надежда, что замечательные мозаики Павла Шардакова будут украшать здание и в дальнейшем. В 2020 году они были признаны объектами культурного наследия.