Карта индустриализации

5352   06.09.2020
Точное название этого панно, возможно, запомнит не всякий, но тот, кто знаком с советской историей, — запомнит обязательно. «Карта индустриализации СССР» — так зовется этот шедевр советских мозаичистов, не просто шедевр, но и настоящее сокровище, поскольку для изготовления панно были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы драгметаллы. Другое известное название произведения — «Индустрия социализма».

6.jpg

Несколько фактов

Панно было создано по предложению одного из руководителей страны Серго Орджоникидзе в честь 20-летия молодого советского государства и его промышленных достижений.

Художественную часть проекта разработали руководитель отдела мозаики Академии художеств Я. А. Фролов, а также художники П. А. Скворцов и А. З. Данилочкина. Последняя занималась и подбором материалов. Работы велись в знаменитых мозаичных мастерских Академии художеств на 3-й линии Васильевского острова (ныне здание — объект культурного и исторического наследия федерального значения). Обработкой камней занимались специалисты в Ленинграде, Свердловске и Петергофе.

В общей сложности над созданием Карты трудились 667 человек, из них одних только мозаичистов — 150 специалистов.

К мозаичной работе приступили в конце 1936 года, а к середине 1937 года Карта была уже завершена — на полгода раньше планируемого срока, чтобы успеть представить произведение на Всемирной Парижской выставке, где она произвела настоящий фурор и получила Гран-При. Двумя годами позднее панно с не меньшим успехом экспонировалось на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

О Карте

  • На панно с максимальной точностью воспроизведена физико-географическая карта СССР в масштабе 1:1 500 000.
  • Размер мозаики составляет 26,59 кв. м (высота 4,5 м, длина 5,91 м). Вес панно 3500 кг.
  • В общей сложности было задействовано 45 тысяч мозаичных пластин размером 6 мм из яшмы и других самоцветов.
  • Мозаичный набор выполнялся на текстолитовую основу толщиной 20 мм.
  • Карта разделена на 98 секций, которые как бы вписаны в проходящие по ней параллели и меридианы. Секции последовательно монтировались винтовым способом на каркас из прочного дюралюминия.
  • Территория Советского Союза была исполнена во «флорентийской» мозаичной технике, зарубежных государств — в «русской».
Карта индустриализации СССР

Сокровища Карты

Основным материалом, из которого было изготовлено панно, была уральская яшма. Огромное количество ее цветов, тонов и оттенков позволило точно воспроизвести большую часть карты, в том числе, равнины, низменности, горы.

Также использовались различные сорта лазурита (водные поверхности), благородный опал (вершины Памира и Тянь-Шаня), родонит, амазонит, аквамарин и другие камни.

Для обозначения новых предприятий, месторождений, других объектов помимо яшмы применялись драгоценные альмандины, топазы, александриты, аметисты, лунный камень, синтетические рубины — как воплощение достижений советской науки и промышленности.

Для обозначения Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик использовались: позолоченное серебро (звезды), природные рубины (в центре звезд), ограненные алмазы (на серпе и молоте в звезде Москвы), природные изумруды (названия городов) и другие драгоценные камни. Звезда Москвы диаметром 50 мм практически полностью создана из природных рубинов.

Дальнейшая судьба Карты

Панно неоднократно изменялось по политическим и другим причинам. На нем появилось более тысячи новых объектов, менялись государственные границы (после присоединения Прибалтики, войны с Финляндией, Второй мировой), названия городов и многое другое.

После окончания Великой Отечественной войны произведение поступило в Эрмитаж. Здесь, в «главном» — Георгиевском (тронном) зале Зимнего дворца оно экспонировалось вплоть до 1982 года, но уже без многих драгоценных и полудрагоценных камней. Сняли те из них, что обозначали объекты, которые могли, по мнению властей, представлять интерес для западных разведок (не будем забывать о существовавшей тогда десятилетиями «холодной» войне»). Это десятки промышленных предприятий, месторождений и другие объекты. По сути, большей частью остались обозначения городов.

В 1982 году Карта была демонтирована, а в 1987-м из эрмитажных хранилищ она переселилась в одно из помещений Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея. Обнаружилось, что с течением времени и из-за некоторых ошибок в расчетах на панно появились множественные дефекты. Основная причина — использование в качестве основы текстолита. Материал обладает хорошим сцеплением с мозаичными пластинами, но со временем способен деформироваться. А поскольку работа велась ускоренными темпами, именно его и решено было использовать.

Выяснилось, что во многих местах основа деформировалась, что вызвало отслоение мозаики. После изучения Карты специалисты признали, что она находится в аварийном состоянии. Было решено полностью реставрировать панно, сделав новую основу сланцевой, при этом — вернуть ему его первоначальный облик, в том числе и все драгоценные камни.

Карта сегодня

Сегодня отреставрированное панно встречает гостей музея ЦНИГР имени академика Ф. Н. Чернышева во всем своем первоначальном великолепии. Карта воссоздана ровно в том виде, в каком предстала на Всемирной выставке в Париже. На панно возвращены все драгоценные камни и самоцветы, все прежние советские обозначения и названия. Единственная особенность — фрагменты панно «потяжелели» каждый на 7 килограммов, поскольку каркас стал более прочным, а текстолит был заменен на натуральный сланцевый камень.

Реставрацию в течение ряда лет последовательно и кропотливо осуществляли специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» — те самые, что ранее воссоздали легендарную Янтарную комнату.

Шедевр советского (а после реставрации уже можно сказать, что и российского) мозаичного искусства вновь экспонируется в музее Геологоразведочного института по адресу: Средний проспект Васильевского острова, д. 74. Работает музей с понедельника по пятницу с 10.00 до 16.00.