Мозаика в метро Автово, Петербург

3014   10.09.2020
Станция метро «Автово» — настоящая «жемчужина» петербургского метрополитена. Не случайно в 2014 году она вошла в топ-12 самых красивых станций метро в мире по версии британской газеты The Guardian. А годом раньше также британским изданием The Daily Telegraph она была признана одной из 10 красивейших станций метро на Европейском континенте. «Автово» была построена на самой первой ветке тогда еще ленинградского метро, и именно с нее в 1955 году пошел первый состав городской подземки до станции «Площадь Восстания».

Достопримечательностей у метро «Автово» много. Все они так или иначе отражают главную идею: открытие станции было посвящено героической обороне города на Неве и победе в Великой Отечественной войне. В основании красивого купола вестибюля можно прочитать: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках». Люстры и стены украшены изображениями мечей и лавровых ветвей. В ряду главных элементов, сразу же бросающихся в глаза, — уникальные «хрустальные» колонны – 16 бетонных колонн, облицованных пластинами из толстого литого стекла с великолепным по красоте обратным рельефом.

Мозаичное панно «Победа»

Но не только «хрустальные» колонны — подлинное украшение зала станции. Конечно же это еще и мозаика. В восточной, торцевой части подземного зала находится великолепное мозаичное полотно «Победа». Авторство произведения (эскиза) принадлежит двум художникам — А. К. Соколову и В. А. Воронецкому. Панно создавалось в мастерских Академии художеств. Набором мозаики занималась группа ленинградских мозаичистов, на что указывает подпись в правом нижнем углу: «Исполнили мозаичный набор Малышев, Конрад, Сорокин, Пучков, Хочинская. Рук. Рябиков».

Мозаика в метро Автово

На панно изображена женщина с ребенком на плече — олицетворение победившей Родины-Матери. Позади женщины, на золотом фоне — пылающие алым цветом победные знамена. Панно украшают две ленты с надписями «Миру — мир» (вверху) и «Наше дело правое — мы победили» (внизу). Вторая надпись явно отсылает к цитате из речи советского министра иностранных дел В. Молотова, произнесенной в день начала войны 22 июня 1941 г. С алых стягов спускаются ленты наградных знаков, а внизу, на центральном плане — зеленая лента медали «За оборону Ленинграда». В нижних углах — символические щиты с датами начала и победы в Великой Отечественной войне.

Для изготовления панно взяли великолепную, еще довоенную и даже дореволюционную смальту с богатейшим выбором тонов. Только для создания торжественного золотого фона использовалась смальта целых семи оттенков. Кусочки смальты размером 1 на 1,5 см и 2 на 1,5 см набирались таким образом, что они находились под определенным углом друг к другу. Это позволило создать великолепную игру света и цвета, полутонов и оттенков, а также обеспечить необходимую объемность рисунку.

Из истории создания «Победы»

Панно создавалось не без некоторых трудностей. Напомним, что это была эпоха жесткой атеистичной коммунистической идеологии. Некоторые советские чиновники того времени усмотрели в изображении женщины с младенцем на руках религиозные намеки — она напомнила им «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. До этого произошел аналогичный случай: на московской станции метро «Новослободская» установили панно авторства Павла Корина с похожим изображением. Говорили, что кому-то из верующих пожилых людей оно настолько напоминало Богородицу, что те нередко крестились на изображение. История закончилась тем, что ярый атеист Хрущев, как-то бывший на станции, раскритиковал коринскую работу и панно на долгое время демонтировали.

Однако в нашем случае история завершилась благополучно. Один из создателей проекта архитектор Евгений Левинсон выдержал весь напор критики, хотя ему и пришлось доказывать, что это не рафаэлевская Мадонна, а символ Родины-Матери. Впрочем, пошли на отдельные компромиссы: младенца, бывшего в руках женщины, «пересадили» ей на плечо, а на ее босые ноги «надели» римские сандалии. Таким образом, произведение избежало участи коринской мозаики.

Впрочем, по-своему чиновники были в чем-то правы: величественный белый зал с колоннами действительно напоминает собой зал храма, а место с панно в его торце — своеобразный алтарь… И вряд ли здесь есть противоречия — достаточно вспомнить, какому священному для нашей памяти событию посвящена сама станция.

Об авторах

Алексей Константинович Соколов — художник, живописец, автор произведений монументального искусства, профессор Всероссийской академии художеств им. Репина. Родился в 1922 году. Окончив Среднюю художественную школу при ВАХ, добровольцем ушел на фронт. Вернувшись — поступил и окончил тогда еще Институт им. И. Е. Репина. В ряду его известных работ, помимо панно «Победа», — роспись театра на Таганке в Москве. Скончался в 2001 году.

Виктор Александрович Воронецкий — художник, иллюстратор. Родился в 1912 году. Также окончил ленинградскую «Репинку», и также — участник Великой Отечественной войны. Много лет посвятил книжной иллюстрации. Как и А. К. Соколов, занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Репина. Ушел из жизни в 1974 году.

Мозаичист Д. М. Малышев посвятил мозаичному искусству почти 60 лет жизни. Он великолепно знал древнее искусство, участвовал в восстановлении мозаики в Софийском соборе в Киеве, а также в реставрации мозаичных портретов авторства М. В. Ломоносова. Участвовал он и в мозаичных работах на станции метро «Маяковская» в Москве.