Мозаика в метро Автово, Петербург
2019
10.09.2020
Достопримечательностей у метро «Автово» много. Все они так или иначе отражают главную идею: открытие станции было посвящено героической обороне города на Неве и победе в Великой Отечественной войне. В основании красивого купола вестибюля можно прочитать: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках». Люстры и стены украшены изображениями мечей и лавровых ветвей. В ряду главных элементов, сразу же бросающихся в глаза, — уникальные «хрустальные» колонны – 16 бетонных колонн, облицованных пластинами из толстого литого стекла с великолепным по красоте обратным рельефом.
Мозаичное панно «Победа»
Но не только «хрустальные» колонны — подлинное украшение зала станции. Конечно же это еще и мозаика. В восточной, торцевой части подземного зала находится великолепное мозаичное полотно «Победа». Авторство произведения (эскиза) принадлежит двум художникам — А. К. Соколову и В. А. Воронецкому. Панно создавалось в мастерских Академии художеств. Набором мозаики занималась группа ленинградских мозаичистов, на что указывает подпись в правом нижнем углу: «Исполнили мозаичный набор Малышев, Конрад, Сорокин, Пучков, Хочинская. Рук. Рябиков».
На панно изображена женщина с ребенком на плече — олицетворение победившей Родины-Матери. Позади женщины, на золотом фоне — пылающие алым цветом победные знамена. Панно украшают две ленты с надписями «Миру — мир» (вверху) и «Наше дело правое — мы победили» (внизу). Вторая надпись явно отсылает к цитате из речи советского министра иностранных дел В. Молотова, произнесенной в день начала войны 22 июня 1941 г. С алых стягов спускаются ленты наградных знаков, а внизу, на центральном плане — зеленая лента медали «За оборону Ленинграда». В нижних углах — символические щиты с датами начала и победы в Великой Отечественной войне.
Для изготовления панно взяли великолепную, еще довоенную и даже дореволюционную смальту с богатейшим выбором тонов. Только для создания торжественного золотого фона использовалась смальта целых семи оттенков. Кусочки смальты размером 1 на 1,5 см и 2 на 1,5 см набирались таким образом, что они находились под определенным углом друг к другу. Это позволило создать великолепную игру света и цвета, полутонов и оттенков, а также обеспечить необходимую объемность рисунку.
Из истории создания «Победы»
Панно создавалось не без некоторых трудностей. Напомним, что это была эпоха жесткой атеистичной коммунистической идеологии. Некоторые советские чиновники того времени усмотрели в изображении женщины с младенцем на руках религиозные намеки — она напомнила им «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. До этого произошел аналогичный случай: на московской станции метро «Новослободская» установили панно авторства Павла Корина с похожим изображением. Говорили, что кому-то из верующих пожилых людей оно настолько напоминало Богородицу, что те нередко крестились на изображение. История закончилась тем, что ярый атеист Хрущев, как-то бывший на станции, раскритиковал коринскую работу и панно на долгое время демонтировали.Однако в нашем случае история завершилась благополучно. Один из создателей проекта архитектор Евгений Левинсон выдержал весь напор критики, хотя ему и пришлось доказывать, что это не рафаэлевская Мадонна, а символ Родины-Матери. Впрочем, пошли на отдельные компромиссы: младенца, бывшего в руках женщины, «пересадили» ей на плечо, а на ее босые ноги «надели» римские сандалии. Таким образом, произведение избежало участи коринской мозаики.
Впрочем, по-своему чиновники были в чем-то правы: величественный белый зал с колоннами действительно напоминает собой зал храма, а место с панно в его торце — своеобразный алтарь… И вряд ли здесь есть противоречия — достаточно вспомнить, какому священному для нашей памяти событию посвящена сама станция.
Об авторах
Алексей Константинович Соколов — художник, живописец, автор произведений монументального искусства, профессор Всероссийской академии художеств им. Репина. Родился в 1922 году. Окончив Среднюю художественную школу при ВАХ, добровольцем ушел на фронт. Вернувшись — поступил и окончил тогда еще Институт им. И. Е. Репина. В ряду его известных работ, помимо панно «Победа», — роспись театра на Таганке в Москве. Скончался в 2001 году.Виктор Александрович Воронецкий — художник, иллюстратор. Родился в 1912 году. Также окончил ленинградскую «Репинку», и также — участник Великой Отечественной войны. Много лет посвятил книжной иллюстрации. Как и А. К. Соколов, занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Репина. Ушел из жизни в 1974 году.
Мозаичист Д. М. Малышев посвятил мозаичному искусству почти 60 лет жизни. Он великолепно знал древнее искусство, участвовал в восстановлении мозаики в Софийском соборе в Киеве, а также в реставрации мозаичных портретов авторства М. В. Ломоносова. Участвовал он и в мозаичных работах на станции метро «Маяковская» в Москве.