Искусство микромозаики - волшебство в деталях

10 26.09.2020 Микромозаика — вид мозаичного искусства, при котором используются мельчайшие — менее 2-3 мм — кусочки, также называемые тессерами или smalti. Материал получают следующим образом. Непрозрачное стекло (смальту) или эмаль разогревают до расплавленного состояния и далее из массы особым образом вытягиваются тонкие длинные нити. Им дают остыть и затем их разрезают на множество мелких тончайших пластинок — именно они закрепляются на основе при создании панно или всевозможных ювелирных украшений.

Микромозаика

Техника Smalti Filati — лишь одна из микромозаичных техник, но наиболее широко распространенная. А изобрел ее в XVIII веке римский стекольщик и владелец одной из ватиканских мозаичных мастерских Алессио Маттиоли (Alessio Mattioli) в ходе экспериментов со стеклом. Он подогрел стеклянную пасту с красителями различных оттенков и из расплавленной массы стал указанным выше способом «выпрядать» нужные нити. Полученные мельчайшие тессеры использовались при оформлении собора Святого Петра в Ватикане. Они позволяли скопировать живописные полотна таким образом, что мозаичное панно было невозможно отличить от фрески.

Технику Smalti Filati еще называют «итальянской», а также «римской» микромозаикой. Она самая известная и популярная в мире. А сам термин «микромозаика» несколько десятилетий назад придумал английский коллекционер таких мозаичных произведений сэр Артур Гилберт. Он владел одним из крупнейших собраний в мире.

Такая разная микромозаика

В том или ином виде искусство миниатюрной мозаики существует более двух тысяч лет. Наиболее ранние образцы присутствуют в египетских, ближневосточных и античных европейских ювелирных украшениях. Для их создания использовались камень, ракушки, позднее — смальта. Конечно, это нельзя назвать Smalti Filati, да и тессеры были покрупнее, но работы выполнялись не менее филигранно. Примером тому — броши и другие украшения из смальты и цветного камня эпохи Древнего Рима.

Своя микромозаика была и у венецианцев. Еще со времен Средневековья Венеция славилась своими стеклодувами. Позднее кусочки цветного стекла пошли и на изготовление великолепных миниатюр. Отличительные черты такой мозаики — сравнительно более простая техника набора (в сравнении со Smalti Filati) и, в основном, это цветочно-природные орнаменты и рисунки — букеты и т. д.

Венецианская микромозаика

Некоторые также выделяют «флорентийскую микромозаику», хотя было бы точнее и справедливее назвать ее просто миниатюрной. Пластинки — достаточно крупные, разного размера и формы, для создания панно использовался поделочный камень (petra dura). Но шедевры из нее не менее великолепны!

Микромозаика в ювелирном искусстве

Огромную популярность микромозаика стала обретать к концу XVIII века. С использованием тессер изготавливалось множество изящных украшений, табакерок и других предметов. Как правило, это были достаточно дорогие вещицы, которые заказывали специально для подарков. Но подлинный рассвет микромозаичного искусства пришелся на викторианские времена — XIX век, когда в моду вошли ювелирные произведения искусства, выполненные в подражательной манере и отсылающие к античной эпохе.

Микромозаика в ювелирном искусстве 19 век

Микромозаика популярна и в современном ювелирном искусстве. Так, например, в Италии находится великолепная мастерская Le Sibille — единственная в стране, мастера которой тщательно хранят традиции микромозаичной техники и используют их при создании уникальных ювелирных шедевров — брошей, перстней, кулонов и других украшений. Все более популярным становится этот вид искусства и в России.