Мозаики по эскизам Александра Дейнеки

69   04.11.2021

Александр Александрович Дейнека (1899-1969) — один из самых известных художников-монументалистов советской эпохи. Свою работу в качестве живописца и театрального оформителя он начал в родном Курске еще в Гражданскую войну, в 1919 году. До этого два года проучился в Харьковском художественном училище. После войны, перебравшись в Москву, окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где его педагогами были знаменитый график Владимир Фаворский и график, живописец, архитектор и театральный художник Игнатий Нивинский.

Благодаря полученному образованию и сам Дейнека был не только живописцем, но и талантливым скульптором, графиком, театральным декоратором, создателем многочисленных агитплакатов и книжным иллюстратором. Но на этом его многогранный талант не исчерпывается — художник известен и как автор эскизов к широкому ряду мозаик.


Сутки советского неба


Одна из самых знаменитых мозаик Дейнеки представляет собой целую серию под названием «Сутки советского неба». Тема — новая жизнь в СССР, насыщенная свершениями и победами в самых различных областях — производстве, спорте, авиации и других сферах. Мозаика должна была украсить плафоны на куполах строящейся станции Московского метрополитена «Маяковская».

В своей книге «Из моей рабочей практики» (1961) Дейнека писал: «Тридцать пять куполов, тридцать пять плафонов. Какое богатство тем рождается в голове. Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема — Сутки страны советов». 

Сутки советского неба

Итого автор создал 35 эскизов. Неотъемлемым элементом в каждом из них было небо в разное время суток — как символ устремлений советского человека и фон, на котором действие каждого из сюжетов становится ярче, явственнее и объемней. Основные темы:

  • спорт и отдых («Волейбол», «Высота взята» и т. д.);
  • труд — работа новых заводов и фабрик, жатва, стройка и т. д.;
  • авиация;
  • парашютисты;
  • красота природы.

Особое внимание автор уделил теме авиации. На изображениях представлены дирижабль, стратостат, а также новейшие модели советских самолетов — бипланы М-15, бомбардировщики ТБ-3, МБР-2 (гидросамолет Бериева), АНТ-25, на котором под руководством В. Чкалова был осуществлен беспосадочный перелет Москва — Ванкувер через Северный полюс (1937 г.).

Мозаика по эскизам Дайнеки, Сутки советского неба

В ряду элементов фона — фрагменты архитектуры сталинской эпохи, мачты кораблей, заводские трубы, опоры ЛЭП, флагштоки, скульптуры того времени (в частности, широко растиражированная типовая статуя «Девушка с веслом»). Дважды в эскизах появляется и один из символов страны Советов — Спасская башня, которую уже несколько лет украшала рубиновая звезда вместо имперского орла.

Мозаика Александра Дайнеки - Сутки советского неба

Эскизы овальной формы, созданные на бумаге с помощью гуаши и белил, достигали в длину около 95, а в ширину — почти 70 мм. Воплощением изображений в мозаике из смальты занялись в Ленинграде. Кропотливую и трудоемкую работу в мастерской Академии художеств выполнил известный мозаичист и представитель знаменитой династии художников Владимир Александрович Фролов.

К маю 1938 года все 35 мозаик были готовы и доставлены в Москву, а уже 22 мая, по сообщению газеты «Ударник Метростроя», началась установка панно. Каждое из них монтировалось в отдельный купол-кессон — овальную нишу. При этом каждая из работ была прекрасно освещена — по поясам ниш размещены 16 бра. К сожалению, один из куполов с мозаикой «Знамя СССР» был позднее утрачен из-за возведения в этом месте стальной герметичной двери — гидрозатвора. Остальные панно и сегодня украшают центральный неф станции. «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года. Примечательно, что проект станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

  

Мозаики для станции «Новокузнецкой»


Александр Дейнека — автор эскизов и для 8 мозаичных панно, которые были установлены на станции метро «Новокузнецкая». Тема та же — жизнь в СССР и достижения советского народа. Названия панно: «Строители», «Сталевары», «Шахтеры», «Авиаторы», «Машиностроители», «Садоводы», «Лыжники», «Парад физкультурников».

Мозаика в метро Новокузнецкая, по эскизам Дайнеки

Первоначально эскизов было 14 и установка мозаик планировалась на станции «Павелецкая» (сегодня — радиальная). Работы у Дейнеки заказали архитекторы станции — братья Александр и Виктор Веснины. Однако война внесла в их планы свои коррективы: в 1942 году территория Донбасса, где производились металлоконструкции для «Павелецкой», оказалась оккупированной немецкими войсками.

Мозаика по эскизам Дайнеки в метро Новокузнецкая

К этому времени мозаичные панно по эскизам Дейнеки были уже изготовлены в блокадном Ленинграде. Над ними трудился тот же Владимир Фролов. Это — последние из произведений, созданных замечательным автором. В условиях жесточайшего холода и голода Фролов успел выполнить все панно; 3 февраля 1942 года 68-летний мастер скончался от голода. Благодаря морякам Ладожской флотилии мозаики были доставлены на «большую землю» и далее — в Москву. Однако для «Павелецкой» почти 3-метровые восьмиугольные панно оказались уже не нужны по упомянутой выше причине — не было соответствующих стальных конструкций для монтажа элементов станции.

Решение было найдено другим архитектором — И. Г. Тарановым, автором проекта станции «Новокузнецкая». Вскоре мозаики разместили на своде центрального зала «Новокузнецкой».  Первоначально в зале их было 7 — именно столько уместилось в силу его длины. Восьмое мозаичное полотно было установлено в вестибюле. После возведения гидрозатвора из зала исчезло панно «Шахтеры». Местонахождение остальных 6 полотен («Заводы», Футбол», «Танец» и т. д.) неизвестно. Сегодня панно хорошо освещены благодаря ряду высоких торшеров, установленных по оси зала. Станция была открыта 20 ноября 1943 года. В 2013 году здесь установили мемориальную доску в память о В. А. Фролове.


Другие мозаики по эскизам А. Дейнеки


Утро. 1949 г. Русский музей, Санкт-Петербург.

Утро - мозаика Александра Дайнеки

Лыжники. 1950 г. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

Лыжники - мозаика Александра Дайнеки

Хоккеисты. 1960 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Хоккеисты - мозаика Александра Дайнеки

Хорошее утро. 1960 г. Государственная Третьяковская галерея.

Мозаика Хорошее утро

Красногвардеец. 1962 г. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

Мозаика по эскизам Александра Дайнеки - Красногвардеец

Доярка. 1962 г. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

Доярка - мозаика Дайнеки

Портреты 60 ученых в фойе актового зала МГУ (конец 40 — нач. 50-х гг.).

Изображения на фризе в главном фойе Государственного Кремлевского дворца (60-е годы).


Об авторе


Народный художник СССР, герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

В 1918 году начинал работу фотографом в уголовном розыске.

Участвовал в обороне Курска от белогвардейцев в 1919 г.

Считается автором первой советской монументальной историко-революционной картины «Оборона Петрограда» (1928 г.).

До создания Союза художников СССР (1931) — член нескольких художественных организаций.

В 1935 г. — персональная выставка в США по приглашению Филадельфийского музея искусств и Американо-русского института.

Преподавал в Московском художественном институте им. Сурикова, Московском архитектурном институте.

Академик Академии художеств СССР, член-корреспондент АХ ГДР.

Наиболее дорогая из проданных
живописных работ — «За занавеской» (продана на одном из лондонских аукционов за
3,5 млн долларов).