Мозаики по эскизам Александра Дейнеки
Александр Александрович Дейнека (1899-1969) — один из самых известных художников-монументалистов советской эпохи. Свою работу в качестве живописца и театрального оформителя он начал в родном Курске еще в Гражданскую войну, в 1919 году. До этого два года проучился в Харьковском художественном училище. После войны, перебравшись в Москву, окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где его педагогами были знаменитый график Владимир Фаворский и график, живописец, архитектор и театральный художник Игнатий Нивинский.
Благодаря полученному образованию и сам Дейнека был не только живописцем, но и талантливым скульптором, графиком, театральным декоратором, создателем многочисленных агитплакатов и книжным иллюстратором. Но на этом его многогранный талант не исчерпывается — художник известен и как автор эскизов к широкому ряду мозаик.
Сутки советского неба
Одна из самых знаменитых мозаик Дейнеки представляет собой целую серию под названием «Сутки советского неба». Тема — новая жизнь в СССР, насыщенная свершениями и победами в самых различных областях — производстве, спорте, авиации и других сферах. Мозаика должна была украсить плафоны на куполах строящейся станции Московского метрополитена «Маяковская».
В своей книге «Из моей рабочей практики» (1961) Дейнека писал: «Тридцать пять куполов, тридцать пять плафонов. Какое богатство тем рождается в голове. Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема — Сутки страны советов».
Итого автор создал 35 эскизов. Неотъемлемым элементом в каждом из них было небо в разное время суток — как символ устремлений советского человека и фон, на котором действие каждого из сюжетов становится ярче, явственнее и объемней. Основные темы:
- спорт и отдых («Волейбол», «Высота взята» и т. д.);
- труд — работа новых заводов и фабрик, жатва, стройка и т. д.;
- авиация;
- парашютисты;
- красота природы.
Особое внимание автор уделил теме авиации. На изображениях представлены дирижабль, стратостат, а также новейшие модели советских самолетов — бипланы М-15, бомбардировщики ТБ-3, МБР-2 (гидросамолет Бериева), АНТ-25, на котором под руководством В. Чкалова был осуществлен беспосадочный перелет Москва — Ванкувер через Северный полюс (1937 г.).
В ряду элементов фона — фрагменты архитектуры сталинской эпохи, мачты кораблей, заводские трубы, опоры ЛЭП, флагштоки, скульптуры того времени (в частности, широко растиражированная типовая статуя «Девушка с веслом»). Дважды в эскизах появляется и один из символов страны Советов — Спасская башня, которую уже несколько лет украшала рубиновая звезда вместо имперского орла.
Эскизы овальной формы, созданные на бумаге с помощью гуаши и белил, достигали в длину около 95, а в ширину — почти 70 мм. Воплощением изображений в мозаике из смальты занялись в Ленинграде. Кропотливую и трудоемкую работу в мастерской Академии художеств выполнил известный мозаичист и представитель знаменитой династии художников Владимир Александрович Фролов.
К маю 1938 года все 35 мозаик были готовы и доставлены в Москву, а уже 22 мая, по сообщению газеты «Ударник Метростроя», началась установка панно. Каждое из них монтировалось в отдельный купол-кессон — овальную нишу. При этом каждая из работ была прекрасно освещена — по поясам ниш размещены 16 бра. К сожалению, один из куполов с мозаикой «Знамя СССР» был позднее утрачен из-за возведения в этом месте стальной герметичной двери — гидрозатвора. Остальные панно и сегодня украшают центральный неф станции. «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года. Примечательно, что проект станции получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Мозаики для станции «Новокузнецкой»
Александр Дейнека — автор эскизов и для 8 мозаичных панно, которые были установлены на станции метро «Новокузнецкая». Тема та же — жизнь в СССР и достижения советского народа. Названия панно: «Строители», «Сталевары», «Шахтеры», «Авиаторы», «Машиностроители», «Садоводы», «Лыжники», «Парад физкультурников».
Первоначально эскизов было 14 и установка мозаик планировалась на станции «Павелецкая» (сегодня — радиальная). Работы у Дейнеки заказали архитекторы станции — братья Александр и Виктор Веснины. Однако война внесла в их планы свои коррективы: в 1942 году территория Донбасса, где производились металлоконструкции для «Павелецкой», оказалась оккупированной немецкими войсками.
К этому времени мозаичные панно по эскизам Дейнеки были уже изготовлены в блокадном Ленинграде. Над ними трудился тот же Владимир Фролов. Это — последние из произведений, созданных замечательным автором. В условиях жесточайшего холода и голода Фролов успел выполнить все панно; 3 февраля 1942 года 68-летний мастер скончался от голода. Благодаря морякам Ладожской флотилии мозаики были доставлены на «большую землю» и далее — в Москву. Однако для «Павелецкой» почти 3-метровые восьмиугольные панно оказались уже не нужны по упомянутой выше причине — не было соответствующих стальных конструкций для монтажа элементов станции.
Решение было найдено другим архитектором — И. Г. Тарановым, автором проекта станции «Новокузнецкая». Вскоре мозаики разместили на своде центрального зала «Новокузнецкой». Первоначально в зале их было 7 — именно столько уместилось в силу его длины. Восьмое мозаичное полотно было установлено в вестибюле. После возведения гидрозатвора из зала исчезло панно «Шахтеры». Местонахождение остальных 6 полотен («Заводы», Футбол», «Танец» и т. д.) неизвестно. Сегодня панно хорошо освещены благодаря ряду высоких торшеров, установленных по оси зала. Станция была открыта 20 ноября 1943 года. В 2013 году здесь установили мемориальную доску в память о В. А. Фролове.
Другие мозаики по эскизам А. Дейнеки
Утро. 1949 г. Русский музей, Санкт-Петербург.
Лыжники. 1950 г. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
Хоккеисты. 1960 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Хорошее утро. 1960 г. Государственная Третьяковская галерея.
Красногвардеец. 1962 г. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
Доярка. 1962 г. Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
Портреты 60 ученых в фойе актового зала МГУ (конец 40 — нач. 50-х гг.).
Изображения на фризе в главном фойе Государственного Кремлевского дворца (60-е годы).
Об авторе
Народный художник СССР, герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
В 1918 году начинал работу фотографом в уголовном розыске.
Участвовал в обороне Курска от белогвардейцев в 1919 г.
Считается автором первой советской монументальной историко-революционной картины «Оборона Петрограда» (1928 г.).
До создания Союза художников СССР (1931) — член нескольких художественных организаций.
В 1935 г. — персональная выставка в США по приглашению Филадельфийского музея искусств и Американо-русского института.
Преподавал в Московском художественном институте им. Сурикова, Московском архитектурном институте.
Академик Академии художеств СССР, член-корреспондент АХ ГДР.
Наиболее дорогая из проданныхживописных работ — «За занавеской» (продана на одном из лондонских аукционов за
3,5 млн долларов).