Мозаики Марка Шагала

1001   03.07.2022

Марк Шагал и мозаика Четыре времени года

Марк Шагал был не только выдающимся представителем авангардизма в живописи. В своей уникальной художнической манере он создавал эскизы для мозаик. Крупнейшие панно, в которых были воплощены шагаловские эскизы, сегодня находятся в Иерусалиме, Вашингтоне и Чикаго.

Мозаики в израильском парламенте

Шагал по праву считается крупнейшим и «самым еврейским» художником XX века. Уже в ранних работах он рассказывает об истории своего народа, дает масштабные картины быта еврейской общины конца XIX — начала XX века. Обращается он и к теме Библии, библейским сюжетам, непосредственно связанным с историей Земли обетованной и ее народа.

К 1960 году, художник, родившийся в 1887-м, уже давно приобрел всемирную известность. А в начале 60-х к нему обратились власти Израиля. В это время в Иерусалиме приступили к возведению здания кнессета — израильского парламента. Председатель кнессета Кадиш Луз попросил Шагала создать работы для украшения торжественного зала парламента. Марк Захарович, до этого не раз посещавший Святую землю, ответил согласием.

Художник знакомится с архитектурным решением зала и обнаруживает, что его оформление крайне лаконично. Полностью отсутствуют какие-либо элементы декора, а квадратные колонны и пол отделаны мраморной плиткой. Первоначально Шагал решает украсить зал витражами — опыт работы в этой технике у него уже был, при этом — в Израиле: незадолго до этого он оформил витражами синагогу медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме.

Витражи Марка Шагала в синагоге медицинского центра «Хадасса»

Однако вскоре он отказывается от этой идеи. Художник решает создать три больших гобелена, которые должны украсить центральную стену. Картины в них метафоричны, наполнены библейскими сюжетами, многочисленными аллюзиями и отсылками не только к Библии, но и к собственным воспоминаниям о детстве и юности, а также к осмыслению темы Холокоста. Здесь мы видим и пророка Моисея со скрижалями Завета, и царя Давида с арфой, под игру которого танцуют празднующие евреи, и персонажей из «Пророчества Исайи».

Гобелены Шагала в израильском кнессете

Расшифровать все образы и коды Шагала на шпалерах с документальной точностью — работа бесполезная и неблагодарная. О том, что этого не стоит делать, говорил и сам мастер: «Произведение искусства не должно быть понятно. Если всё в нем понятно, то с художественной точки зрения обязательно чего-то не хватает». В 1963 году эскизы для шпалер в натуральную величину были полностью готовы. Размер центрального элемента триптиха составляет 9 на 4,8 метра.

Летом 1964 года, в то время, как уже началась работа над шпалерами, Шагал задумывает и создание для зала мозаики. Он пишет эскизы для 12 напольных мозаичных панно. Число символично, поскольку напоминает о 12 коленах Израилевых. Однако на этом ассоциация практически и заканчивается. Небольшие изображения созданы в стиле раннесредневековой византийской мозаики. Они ассиметричны, неровны, достаточно условны. На них мы видим лица, руки, животных, птиц, фрукты.

Напольная мозаика Птица

В каждое из изображений вложен тайный шагаловский смысл. Так, шофар и канделябр воплощают собой еврейские праздники, корзина с фруктами напоминает об изобилии, птицы символизируют радость жизни, а голова петуха, которую художник часто изображал в своих работах, — один из шагаловских символов активного мужского начала.

Напольная мозаика Корзина с фруктами

Мозаичные работы венчает большое настенное панно в северной части зала, у окна. Оно посвящено одному из псалмов царя Давида, в котором присутствуют следующие слова: «У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион. Если забуду тебя, о, Иерусалим, – да онемеет десница моя!». Работа посвящена теме истории Израиля и возвращения евреев в родную землю. В центре мозаики — ангел, призывающий иудейский народ к возвращению, и символ Израиля и иудаизма — менора. Слева — Стена плача, вдали, на фоне Старого Иерусалима, — возвышается башня Давида. На переднем плане — фигуры людей, которые возвращаются на Родину.

Центральное мозаичное панно

Мозаичные работы по эскизам Шагала создавала семейная пара итальянских мозаичистов по фамилии Мелано. Примечательно, что для работ использовались почти только местные камни — черный и коричневый базальт с Голанских высот, зеленые и синие камни из Эйлата, камни светлых оттенков — из Иерусалима. И только для передачи теплых, красных цветов и оттенков использовалась смальта из Италии. Работы над мозаиками были завершены в 1966 году. А в 1969-м зал приемов украсят прибывшие из Парижа великолепные гобелены. В память о великом художнике сегодня зал торжественных приемов кнессета носит название Зал Шагала.

Мозаика «Орфей»

«Орфей» — еще одно мозаичное полотно, созданное в 1969 году по эскизам Марка Шагала. Художник изготовил его во Франции для своих американских друзей — известного экономиста и коллекционера Джона Нефа и его супруги Эвелин Неф.

Мозаика Марка Шагала "Орфей"

Как и другие работы Шагала, это произведение символично и метафорично. Мы видим Орфея, играющего на своей семиструнной кифаре (лире), трёх граций и крылатого коня Пегаса из древнегреческой мифологии. Присутствуют и любимейшие образы художника — влюбленная пара, животные, ангел и огромный золотой солнечный диск. В нижнем углу слева — группа людей, символически пересекающая океан.

Фрагмент мозаики "Орфей"

Это аллюзия на предвоенные и военные события, когда Америка стала вторым домом для тысяч эмигрантов и беженцев. На несколько лет она приютила и самого Марка Шагала. Художник смог выбраться из уже оккупированной немцами Франции усилиями Международного комитета спасения и, прибыв в США, поселился в Нью-Йорке.

Мозаичное полотно набрал старый знакомый и коллега Шагала — мозаичист Лино Мелано, работавший и над панно для кнессета. Для создания произведения были использованы итальянский натуральный камень, каррарский мрамор, муранское стекло. Мелано закрепил мозаичное полотно на специально установленной для этого стене.

Фрагмент мозаики "Орфей"

Панно было почти гигантским — высота составляла 3 метра, длина — более пяти метров. Для того, чтобы переправить его друзьям в Вашингтон, Шагалу потребовалось разрезать его на 10 пластин, каждая из которых весила более 100 килограммов.

Наконец, в 1971 году оно было доставлено в Джорджтаун — старинный район столицы США, в котором располагался особняк Нефов. Увы, даже в просторном особняке не оказалось места, где можно было бы разместить это большое произведение. Но выход был найден: панно нашло свое место в саду особняка. Для его установки потребовалось возвести огромную стену, на которой и была размещена мозаика.

В 1988 году не стало Джона Нефа, а в 2009-м и его супруги. По ее завещанию панно Шагала, как и произведения многих других художников, были переданы в дар Национальной картинной галерее в Вашингтоне. В силу масштабов работы переезд занял более трех лет. Сегодня мозаика «Орфей» украшает Сад скульптур, существующий при галерее.

Мозаика «Четыре времени года»

Мозаика под таким названием — подарок великого Шагала городу Чикаго. Впервые художник побывал здесь в 1946 году, во время эмиграции. Повторно — прилетел уже из Франции в 1958-м. Город поразил его своей открытостью и настоящим культом искусства и памятников в открытой городской среде. Свой памятник для города решил создать и Шагал.

Мозаика Марка Шагала «Четыре времени года»

Финансированием проекта занялся чикагский меценат Вильям Вуд Принс. Совместно с Первым национальным банком Чикаго он основал для этого специальный фонд. И именно он заказал Шагалу памятник, который вместе с ним символически подарит городу Чикаго.

Самая масштабная мозаичная работа Шагала была закончена в его мастерской во Франции в 1974 году. Грандиозное полотно из пяти гигантских панно выложил мозаичист Мишель Тарен. Для создания произведения использовалась итальянская смальта, камни из Израиля, Норвегии, Бельгии, Франции, гранит, мрамор.

Фрагмент мозаики «Четыре времени года»

Тема произведения — времена года как символ физической и духовной жизни человека. Сам Шагал сказал об этой идее так: «Для меня времена года представляют человеческую жизнь, как физическую так и духовную, на разных ее этапах. Я выбрал тему времен года, потому что верю в то, что будет много людей, проходящих по этой площади в самом сердце Чикаго. Я надеюсь, что люди будут чувствовать то же самое, что и я, когда работал над ней».

Панно изобилует традиционными в творчестве мастера образами. Здесь и люди, и ангелы, и летающие животные, и влюбленные пары. Огромные, словно солнце, цветы с ярчайшими лепестками. На дальнем плане — дома, напоминающие здания Чикаго. Весь богатейший мир образов, начиная с раннего творчества художника, словно замкнулся в четырех временах года и открылся во всей своей красоте и многообразии.

И это не случайно. Мозаика стала своего рода осмыслением долгого пути, пройденного художником, ведь к моменту ее открытия Шагалу исполнилось 87 лет! Он проживет еще 10 и будет работать, согласно собственному кредо, до последнего дня: «Пока ты жив — ты должен работать. Если мы не работаем — мы начинаем умирать».  

Сам памятник представляет собой параллелепипед с панно на всех пяти сторонах, включая верх. Общая площадь мозаики — 280 квадратных метров, высота — более 4, ширина — 3 метра. Для перевозки в США и монтажа она была разделена на 128 пластин.

Фрагмент мозаики «Четыре времени года»

Художник приехал в Чикаго за несколько дней до открытия мозаики — все это время он вносил в панно небольшие правки. Памятник был открыт 27 сентября 1974 года, на открытии присутствовал сам автор. Немногим позднее Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Чикаго.

Знаменитая мозаика украшает центр города и сегодня. Но теперь от снега и дождя ее надежно защищает сверху навес из стали и закаленного стекла. Памятник давно стал одним из самых любимых у жителей города.