Мозаики Марка Шагала
Марк Шагал был не только выдающимся представителем авангардизма в живописи. В своей уникальной художнической манере он создавал эскизы для мозаик. Крупнейшие панно, в которых были воплощены шагаловские эскизы, сегодня находятся в Иерусалиме, Вашингтоне и Чикаго.
Мозаики в израильском парламенте
Шагал по праву считается крупнейшим и «самым еврейским» художником XX века. Уже в ранних работах он рассказывает об истории своего народа, дает масштабные картины быта еврейской общины конца XIX — начала XX века. Обращается он и к теме Библии, библейским сюжетам, непосредственно связанным с историей Земли обетованной и ее народа.
К 1960 году, художник, родившийся в 1887-м, уже давно приобрел всемирную известность. А в начале 60-х к нему обратились власти Израиля. В это время в Иерусалиме приступили к возведению здания кнессета — израильского парламента. Председатель кнессета Кадиш Луз попросил Шагала создать работы для украшения торжественного зала парламента. Марк Захарович, до этого не раз посещавший Святую землю, ответил согласием.
Художник знакомится с архитектурным решением зала и обнаруживает, что его оформление крайне лаконично. Полностью отсутствуют какие-либо элементы декора, а квадратные колонны и пол отделаны мраморной плиткой. Первоначально Шагал решает украсить зал витражами — опыт работы в этой технике у него уже был, при этом — в Израиле: незадолго до этого он оформил витражами синагогу медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме.
Однако вскоре он отказывается от этой идеи. Художник решает создать три больших гобелена, которые должны украсить центральную стену. Картины в них метафоричны, наполнены библейскими сюжетами, многочисленными аллюзиями и отсылками не только к Библии, но и к собственным воспоминаниям о детстве и юности, а также к осмыслению темы Холокоста. Здесь мы видим и пророка Моисея со скрижалями Завета, и царя Давида с арфой, под игру которого танцуют празднующие евреи, и персонажей из «Пророчества Исайи».
Расшифровать все образы и коды Шагала на шпалерах с документальной точностью — работа бесполезная и неблагодарная. О том, что этого не стоит делать, говорил и сам мастер: «Произведение искусства не должно быть понятно. Если всё в нем понятно, то с художественной точки зрения обязательно чего-то не хватает». В 1963 году эскизы для шпалер в натуральную величину были полностью готовы. Размер центрального элемента триптиха составляет 9 на 4,8 метра.
Летом 1964 года, в то время, как уже началась работа над шпалерами, Шагал задумывает и создание для зала мозаики. Он пишет эскизы для 12 напольных мозаичных панно. Число символично, поскольку напоминает о 12 коленах Израилевых. Однако на этом ассоциация практически и заканчивается. Небольшие изображения созданы в стиле раннесредневековой византийской мозаики. Они ассиметричны, неровны, достаточно условны. На них мы видим лица, руки, животных, птиц, фрукты.
В каждое из изображений вложен тайный шагаловский смысл. Так, шофар и канделябр воплощают собой еврейские праздники, корзина с фруктами напоминает об изобилии, птицы символизируют радость жизни, а голова петуха, которую художник часто изображал в своих работах, — один из шагаловских символов активного мужского начала.
Мозаичные работы венчает большое настенное панно в северной части зала, у окна. Оно посвящено одному из псалмов царя Давида, в котором присутствуют следующие слова: «У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион. Если забуду тебя, о, Иерусалим, – да онемеет десница моя!». Работа посвящена теме истории Израиля и возвращения евреев в родную землю. В центре мозаики — ангел, призывающий иудейский народ к возвращению, и символ Израиля и иудаизма — менора. Слева — Стена плача, вдали, на фоне Старого Иерусалима, — возвышается башня Давида. На переднем плане — фигуры людей, которые возвращаются на Родину.
Мозаичные работы по эскизам Шагала создавала семейная пара итальянских мозаичистов по фамилии Мелано. Примечательно, что для работ использовались почти только местные камни — черный и коричневый базальт с Голанских высот, зеленые и синие камни из Эйлата, камни светлых оттенков — из Иерусалима. И только для передачи теплых, красных цветов и оттенков использовалась смальта из Италии. Работы над мозаиками были завершены в 1966 году. А в 1969-м зал приемов украсят прибывшие из Парижа великолепные гобелены. В память о великом художнике сегодня зал торжественных приемов кнессета носит название Зал Шагала.
Мозаика «Орфей»
«Орфей» — еще одно мозаичное полотно, созданное в 1969 году по эскизам Марка Шагала. Художник изготовил его во Франции для своих американских друзей — известного экономиста и коллекционера Джона Нефа и его супруги Эвелин Неф.
Как и другие работы Шагала, это произведение символично и метафорично. Мы видим Орфея, играющего на своей семиструнной кифаре (лире), трёх граций и крылатого коня Пегаса из древнегреческой мифологии. Присутствуют и любимейшие образы художника — влюбленная пара, животные, ангел и огромный золотой солнечный диск. В нижнем углу слева — группа людей, символически пересекающая океан.
Это аллюзия на предвоенные и военные события, когда Америка стала вторым домом для тысяч эмигрантов и беженцев. На несколько лет она приютила и самого Марка Шагала. Художник смог выбраться из уже оккупированной немцами Франции усилиями Международного комитета спасения и, прибыв в США, поселился в Нью-Йорке.
Мозаичное полотно набрал старый знакомый и коллега Шагала — мозаичист Лино Мелано, работавший и над панно для кнессета. Для создания произведения были использованы итальянский натуральный камень, каррарский мрамор, муранское стекло. Мелано закрепил мозаичное полотно на специально установленной для этого стене.
Панно было почти гигантским — высота составляла 3 метра, длина — более пяти метров. Для того, чтобы переправить его друзьям в Вашингтон, Шагалу потребовалось разрезать его на 10 пластин, каждая из которых весила более 100 килограммов.
Наконец, в 1971 году оно было доставлено в Джорджтаун — старинный район столицы США, в котором располагался особняк Нефов. Увы, даже в просторном особняке не оказалось места, где можно было бы разместить это большое произведение. Но выход был найден: панно нашло свое место в саду особняка. Для его установки потребовалось возвести огромную стену, на которой и была размещена мозаика.
В 1988 году не стало Джона Нефа, а в 2009-м и его супруги. По ее завещанию панно Шагала, как и произведения многих других художников, были переданы в дар Национальной картинной галерее в Вашингтоне. В силу масштабов работы переезд занял более трех лет. Сегодня мозаика «Орфей» украшает Сад скульптур, существующий при галерее.
Мозаика «Четыре времени года»
Мозаика под таким названием — подарок великого Шагала городу Чикаго. Впервые художник побывал здесь в 1946 году, во время эмиграции. Повторно — прилетел уже из Франции в 1958-м. Город поразил его своей открытостью и настоящим культом искусства и памятников в открытой городской среде. Свой памятник для города решил создать и Шагал.
Финансированием проекта занялся чикагский меценат Вильям Вуд Принс. Совместно с Первым национальным банком Чикаго он основал для этого специальный фонд. И именно он заказал Шагалу памятник, который вместе с ним символически подарит городу Чикаго.
Самая масштабная мозаичная работа Шагала была закончена в его мастерской во Франции в 1974 году. Грандиозное полотно из пяти гигантских панно выложил мозаичист Мишель Тарен. Для создания произведения использовалась итальянская смальта, камни из Израиля, Норвегии, Бельгии, Франции, гранит, мрамор.
Тема произведения — времена года как символ физической и духовной жизни человека. Сам Шагал сказал об этой идее так: «Для меня времена года представляют человеческую жизнь, как физическую так и духовную, на разных ее этапах. Я выбрал тему времен года, потому что верю в то, что будет много людей, проходящих по этой площади в самом сердце Чикаго. Я надеюсь, что люди будут чувствовать то же самое, что и я, когда работал над ней».
Панно изобилует традиционными в творчестве мастера образами. Здесь и люди, и ангелы, и летающие животные, и влюбленные пары. Огромные, словно солнце, цветы с ярчайшими лепестками. На дальнем плане — дома, напоминающие здания Чикаго. Весь богатейший мир образов, начиная с раннего творчества художника, словно замкнулся в четырех временах года и открылся во всей своей красоте и многообразии.
И это не случайно. Мозаика стала своего рода осмыслением долгого пути, пройденного художником, ведь к моменту ее открытия Шагалу исполнилось 87 лет! Он проживет еще 10 и будет работать, согласно собственному кредо, до последнего дня: «Пока ты жив — ты должен работать. Если мы не работаем — мы начинаем умирать».
Сам памятник представляет собой параллелепипед с панно на всех пяти сторонах, включая верх. Общая площадь мозаики — 280 квадратных метров, высота — более 4, ширина — 3 метра. Для перевозки в США и монтажа она была разделена на 128 пластин.
Художник приехал в Чикаго за несколько дней до открытия мозаики — все это время он вносил в панно небольшие правки. Памятник был открыт 27 сентября 1974 года, на открытии присутствовал сам автор. Немногим позднее Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Чикаго.
Знаменитая мозаика украшает центр города и сегодня. Но теперь от снега и дождя ее надежно защищает сверху навес из стали и закаленного стекла. Памятник давно стал одним из самых любимых у жителей города.