Мозаики Ватикана

7 26.09.2020 Мозаики Ватикана — яркий шедевр итальянского искусства эпохи позднего Возрождения и Нового времени. Их появление напрямую связано с возведением нового грандиозного собора Святого Петра, который должен был заменить древнюю базилику Константина. В планах папы Юлия II было создание величественного и самого пышного по убранству храма по образцу византийского собора Святой Софии. При этом оформление нового мозаикой считалось как бы воплощением преемственности традиций — и в Константиновской базилике, и в соборе Св. Софии она была одним из ярких украшений.

Как все начиналось

Работы начались в 1578 году. Вначале по эскизам художника Джиролано Муциано приглашенные мастера из Венеции выполнили первую, пробную отделку капеллы, в которой предполагалось захоронить папу Григория XIII (не будем забывать, что в эту эпоху существовала традиция, при которой еще здравствующие папы уже подготавливали для себя в этом соборе богато украшенные надгробия). Работами руководил Джованни Гапей да Керсо.

Мозаики Ватикана

Результат был успешным, и работы распространились на другие часовни храма. Одна из них — капелла Климента VIII, которая находится под большим куполом собора, спроектированным великим Микеланджело. Здесь работы начались в 1598 году, а руководил ими известный итальянский художник-маньерист Джузеппе Чезаре, также известный как кавалер д’Арпино. Он же создал и эскизы для этой мозаики.

Особенности ватиканских мозаик

В XVI веке происходят революционные изменения в живописи. Возрождается античная классика, и художники обращаются к реалистичному изображению человека. Показательные шедевры того времени — произведения Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, других художников.

Умные и образованнейшие папы этой эпохи прекрасно понимали, что византийский стиль в живописи, мозаиках и иконописи давно устарел. И их не нужно было убеждать в том, что созданное в мозаике также должно максимально реалистично передавать все образы — по аналогии с живописью. Именно так они и были воплощены.

Их создавали художники-мозаичисты Карло Маратта, Франческо Тревисани, Джованни Ланфранко, Андреа Сакки, Николо Риччолини, Джованни Франческо Романелли, Гвидо Убальдо Аббатини, Чиро Ферри, Марк Антонио Фанческини. Созданные ими образцы считались эталоном мозаичного искусства практически до конца XIX века.

Мозаики Ватикана


Развитие мозаичного дела в Ватикане

Мозаичные технологии и материалы продолжали совершенствоваться, и все эти новшества в той или иной степени использовались при оформлении собора. К началу XVIII появились новые способы обработки смальты. Благодаря им стали получать такие оттенки стекла, что набранную мозаику почти невозможно было отличить от живописной фрески. А экспериментировал со смальтой владелец собственной мозаичной мастерской Алессио Маттиоли.

Как ни удивительно, но системно и целенаправленно к организации собственного масштабного мозаичного дела в Ватикане приступили только в XVIII веке, поскольку ранее речь шла о приглашенных, нанятых художниках, подрядных мастерских и т. д. Вначале папа Климент XI выделил специальные помещения под обучение и мастерскую для мастера Филиппо Кокки. Но по каким-то причинам дело не заладилось.

Вся сильно изменилось, когда в 1728 году папа Бенедикт XIII учреждает собственную мастерскую мозаичного дела Ватикана, поручая руководить ею Пьетро-Паоло Кристофари — талантливейшему мозаичисту. Собор Святого Петра украшают несколько его шедевров. Это алтарные панно «Введение Девы Марии во Храм», «Святая Петронилла», «Чудо на Генисаретском озере», «Мученичество св. Себастьяна» и ряд других.

Мозаики Ватикана

С тех пор собственное мозаичное дело в Ватикане продолжало совершенствоваться. И новым шагом мозаичистов было развитие микромозаики, в которой тессеры для набора были менее 1 миллиметра. Микромозаика широко применялась для украшения всевозможных предметов — брошей, табакерок, ваз, столов и т. д. Параллельно с этим велись и дальнейшие оформительские работы с использованием «классической» мозаики.

Значение Ватиканских мозаик как шедевра и феномена в искусстве трудно переоценить. Удивительно, но именно грандиозный храм Святого Престола стал местом, где воплотилось абсолютно новое видение и концепция искусства, идеалами для которого послужили античные образцы. Смелые, революционные для того времени решения сами со временем стали эталоном и образцом для украшения других храмов и соборов. В том числе и российских.

В 1845 году Рим и Ватикан посетил российский император Николай Первый. Царь был восхищен красотой ярких и реалистичных мозаичных шедевров, что послужило впоследствии одним из поводов украсить интерьер Исаакиевского собора наряду с фресками и мозаичными панно. Об этом вы найдете здесь отдельную статью.