Мозаики Исаакиевского собора

14 26.09.2020 Мозаики Исаакиевского собора — удивительный шедевр русского мозаичного искусства, которым восхищаются и петербуржцы, и гости города на протяжении многих лет. Приведем несколько фактов, связанных с этим настоящим рукотворным чудом.

Работы по строительству четвертого (современного) собора в честь Исаакия Далматского велись без малого 40 лет (с 1819 по 1858 гг.). К оформлению его внутреннего убранства приступили в 1841 году.

mozaiki-isaakievskogo-sobora-1.jpeg

Первоначально для создания панно использовалась только живопись, однако и грунт, и краски оказались недолговечными — грунтовка начала во многих местах отслаиваться из-за неблагоприятных условий — высокой влажности, сильных перепадов температур, отсутствия вентиляции. Так в 1851 году было решено обратиться к мозаике, о чем настоял лично император Николай Первый, и архитектор собора Огюст де Монферран был с ним согласен.
Живописные фрески во многих местах (иконы главного иконостаса, первого яруса, а также на парусах главного купола) были заменены на мозаичные панно.

Мозаичные работы велись по римской технике — все кусочки были правильной геометрической формы и последовательно накладывались на закрепленный на прочном бетонном основании гипс.

Использовался прямой способ набора. На загипсованную гладкую поверхность переносили контуры рисунка и по ним выкладывали мозаику. Далее гипс удалялся и смальту закрепляли на временной мягкой мастике. После того как мозаика была набрана, ее переворачивали, мастику аккуратно удаляли, а мозаика заливалась слоем цемента. Далее лицевая поверхность подвергалась шлифовке и полировке, а затем цветным воском тонировали швы. 

Мозаика выполнялась из смальты — непрозрачного («гашёного») стекла. Его изготовлением занималось специальное «мозаическое заведение» при Императорской Академии художеств. При работе была использована смальта более чем 12 тысяч (!) цветовых оттенков и тонов.

mozaiki-isaakievskogo-sobora-2.jpeg

Удивительная точность и богатство изображения при создании тонов и полутонов достигались, в том числе, благодаря уникальной смальте отражательного огня. Такие кусочки мозаики как бы переливаются благодаря тому, что в них плавно переходят друг в друга разные оттенки одного тона.

При работе с материалом художники филигранно использовали метод оптического смешения цветов — если вблизи можно было еще разглядеть цветовые контрасты, то с некоторого расстояния изображение обретало единство и гармонию красок. Так достигался удивительно точный живописный эффект при передачи блеска драгоценных камней, парчи, складок атласных одежд и других деталей.

Для создания знаменитых золотых фонов панно использовалась так называемая «золотая смальта» — канторелли. На стеклянный кусочек смальты накладывали тончайший лист сусального золота, который затем заливался жидким расплавленным стеклом. Так фоновая часть полотен обретала удивительную глубину, а сама мозаика — еще большую долговечность.

mozaiki-isaakievskogo-sobora-3.jpeg

Работы над созданием мозаичных полотен заняли почти 63 года — с 1851 по 1914 годы. Они прекратились с началом Первой мировой войны.

Общая площадь 62 мозаичных панно собора составляет более 500 кв. метров.

Практически сразу мозаики получили высокое мировое признание. Их оценили эксперты на знаменитой Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Было отмечено, что техническое совершенство исполнения шедевров высоко, как нигде в Европе.